Вы здесь

О рассмотрении вопроса: Должна ли организация частной формы собственности рассматривать направленные к ним обращения граждан?

Вопрос: Должна ли организация частной формы собственности рассматривать направленные к ним обращения граждан?

Ответ: Обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в любые организации подпадают под регулирование Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее - Закон об обращениях), если они соответствуют требованиям пункта 1 статьи 2 Закона об обращениях.

Право на обращение имеют:

1. граждане Республики Беларусь:

- в организации - путем подачи письменных, электронных или устных обращений;

- к индивидуальным предпринимателям - путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений;

2. юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели - в организации путем подачи письменных (за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений), электронных или устных обращений (пункт 1 статьи 3 Закона об обращениях).

Ограничений по субъектам, имеющим право обращаться, а также по субъектам, в которые можно обращаться, закон не устанавливает.

Граждане вправе обращаться в организации частной формы собственности, а также требовать рассмотрение вопросов в соответствии с Законом об обращениях.

Вместе с тем, следует помнить, что не подлежит распространению, а значит и не излагается в ответах на обращения (статья 17 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее - Закон об информации):

информация о частной жизни физического лица и персональные данные;

сведения, составляющие государственные секреты;

служебная информация ограниченного распространения;

информация, составляющая коммерческую, профессиональную, банковскую и иную охраняемую законом тайну;

информация, содержащаяся в делах об административных правонарушениях, материалах и уголовных делах органов уголовного преследования и суда до завершения производства по делу;

иная информация, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь.

Кроме того, законодательством установлены случаи, когда организация может отказать даже в представлении общедоступной информации (часть четвертая статьи 21 Закона об информации):

1. если для получения запрашиваемой информации требуется

проведение аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав и законных интересов обратившегося лица;

2. запрашиваемая информация опубликована в официальных периодических печатных изданиях, средствах массовой информации либо размещена в открытом доступе на официальных сайтах государственных органов в Интернете или на других государственных информационных ресурсах Интернета;

3. запрашиваемая информация ранее представлялась обратившемуся лицу;

4. запрашивается информация, содержащаяся в докладных записках, поручениях должностных лиц и другой внутренней переписке государственного органа, иного юридического лица, если такая информация непосредственно не связана с защитой прав и законных интересов лица, обратившегося за получением общедоступной информации;

5. запрашиваются копии имеющихся в государственном органе, у юридического лица документов других государственных органов, юридических лиц, за исключением случая, когда указанные государственные органы, юридические лица ликвидированы и отсутствуют их правопреемники, а также в иных случаях, когда от указанных государственных органов, юридических лиц получить такие копии документов в установленном порядке невозможно;

6. в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

Организация не вправе проигнорировать обращение от гражданина.

Она обязана зарегистрировать его в журнале учета входящей корреспонденции и рассмотреть в установленные законом сроки.

Справочно: если изложенные в обращении вопросы не входят в компетенцию организации, то в 5-дневный срок направить его в уполномоченную организацию и в тот же срок сообщить заявителю об этом либо оставить его без рассмотрения по существу и уведомить заявителя с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться;

если вопросы в обращении находятся в рамках компетенции организации, то рассмотреть по существу в течение 15 дней, а если вопрос требует дополнительного изучения и проверки - не позднее 1 месяца (пункт 3 статьи 17 Закона об обращениях).