Вы здесь

Деятельность в сфере агроэкотуризма

Агроэкотуризм - сравнительно новая сфера хозяйственной деятельности в Республике Беларусь. Необходимо отметить, что по результатам последних нескольких лет оказание услуг в сфере агроэкотуризма можно по праву отнеси к перспективным направлениям туризма в Республике Беларусь.

В целях создания благоприятных условий для развития агроэкотуризма, улучшения условий жизни граждан в сельской местности, малых городских поселениях и совершенствования сельской инфраструктуры 02.06.2006 был принят Указ Президента Республики Беларусь N 372 "О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь" (далее - Указ N 372), который, собственно, и ввел понятие агроэкотуризма.

Указ N 372 предусмотрел ряд гарантий (льгот) для субъектов, осуществляющих деятельность в сфере агроэкотуризма. В соответствии с п. 11-1 Указа N 372 субъектам агроэкотуризма на реализацию проектов в сфере агроэкотуризма открытым акционерным обществом "Белагропромбанк" в 2010 - 2020 годах предоставляются кредиты в сумме до 2000 базовых величин (в расчете на одного субъекта агроэкотуризма за весь период кредитования) на срок до пяти лет (физическим лицам - до семи лет) в белорусских рублях с уплатой процентов в размере пяти процентов годовых. В отношении безработных граждан согласно п. 3 Положения о содействии безработным в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2008 N 342, содействие в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности безработным осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите с учетом социально-экономической ситуации и положения на рынке труда в административно-территориальных единицах республики и выражается в ее организационном и методическом обеспечении, а также в финансовой поддержке.

Так, деятельность в сфере агроэкотуризма является сравнительно новым для Беларуси видом хозяйственной (экономической) деятельности. При этом важно отметить, что такая деятельность согласно п. 4 ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь и ч. 2 п. 1 Указа N 372 не является предпринимательской, благодаря чему ведение хозяйственной (экономической) деятельности и учет значительно упрощаются.

Субъектами агроэкотуризма в соответствии с п. 1 Указа N 372 могут являться только физические лица и сельскохозяйственные организации. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма осуществляется физическими лицами без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Сельскохозяйственная организация - юридическое лицо, основным видом деятельности которого является производство (выращивание) и (или) переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50% от общей суммы выручки (абз. 5 п. 2 Указа N 372).

Одним из главных условий деятельности в сфере агроэкотуризма является наличие помещений для размещения агроэкотуристов. Часто возникает вопрос: а необходимо ли переводить жилые помещения в нежилые? Ведь ч. 1 п. 2 ст. 14 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее - ЖК) предусматривает только два случая нецелевого использования жилого помещения без перевода его в нежилое. Такие случаи установлены ч. 2 и 4 п. 2 ст. 14 ЖК. А Указ N 372 говорит о том, что одним из условий осуществления деятельности в сфере агроэкотуризма является наличие жилого помещения. Нет ли правовой коллизии?

В соответствии с п. 14 ст. 1 ЖК жилое помещение - предназначенное для проживания граждан помещение, отапливаемое, имеющее естественное освещение и соответствующее санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам и иным техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. По общему правилу использование жилого помещения не по назначению (в том числе размещение в жилом помещении организаций и их обособленных подразделений) допускается только после перевода его в нежилое. Частями 2 и 4 п. 2 ст. 14 ЖК предусмотрено только два исключения:

а) жилое помещение может являться местом нахождения частного унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства на условиях и в порядке, определенных Президентом Республики Беларусь;

б) по согласованию с районным, городским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе с соблюдением установленных для проживания санитарных и технических требований, правил пожарной безопасности и в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений.

Однако п. 2 ст. 14 ЖК содержит также и ч. 3, согласно которой использование жилого помещения для ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с ЖК. При этом из содержания данного положения однозначный вывод о наличии или отсутствии необходимости перевода жилого помещения в нежилое при осуществлении ремесленной, предпринимательской деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма сделать нельзя.

Вместе с тем Указ N 372 указывает, что для осуществления деятельности в сфере агроэкотуризма на законных основаниях необходимо, чтобы в совокупности были следующие условия:

1) наличие жилого дома (квартиры в жилом доме) или нескольких жилых домов (квартир в жилых домах), расположенных в сельской местности, малых городских поселениях, принадлежащих на праве собственности физическому лицу - субъекту агроэкотуризма и (или) члену его семьи либо сельскохозяйственной организации, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям и благоустроенных применительно к условиям данного населенного пункта;

2) наличие свободных жилых комнат в жилом доме (части жилого дома) для размещения агроэкотуристов;

3) осуществление субъектами агроэкотуризма деятельности по производству и (или) переработке сельскохозяйственной продукции;

4) наличие возможностей для ознакомления агроэкотуристов с природными и архитектурными объектами, национальными культурными традициями соответствующей местности;

5) ведение раздельного учета доходов, получаемых от данного вида деятельности, и доходов, получаемых от реализации произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции, других видов хозяйственной (экономической) деятельности, не запрещенных законодательством (для сельскохозяйственных организаций);

6) предоставление следующих видов услуг в сфере агроэкотуризма:

- предоставление жилых комнат для размещения агроэкотуристов, причем число таких комнат не должно превышать десяти (в противном случае такая деятельность признается предпринимательской).

Интересно отметить, что до некоторого времени (до принятия Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь", внесшего изменения в Особенную часть Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)) норма абз. 2 п. 1 ст. 323 НК гласила, что число жилых комнат для размещения агроэкотуристов не должно превышать пяти, притом что Указ N 372 говорил о десяти. Данное противоречие в законодательстве хотя и разрешалось в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", но все же часто рождало споры между представителями налоговых органов и субъектами агроэкотуризма, в связи с чем указанная неточность была ликвидирована путем внесения изменений в НК;

- обеспечение агроэкотуристов питанием (как правило, с использованием продукции собственного производства);

- организация познавательных, спортивных и культурно-развлекательных экскурсий и программ;

- иные услуги, связанные с приемом, размещением, транспортным и иным обслуживанием агроэкотуристов.

Таким образом, Указ N 372 не предусматривает перевода жилого помещения в нежилое при осуществлении деятельности в сфере агроэкотуризма.

По нашему мнению, коллизии законодательных норм не наблюдается. Сложившаяся правовая ситуация говорит лишь о соотношении норм общего и специального законодательства, где приоритет должен быть отдан специальной норме, а именно Указу N 372.

Кроме того, субъект агроэкотуризма с целью соблюдения требований законодательства, предъявляемых к деятельности в сфере агроэкотуризма, должен выполнить следующие условия:

1) уплатить сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (п. 7 Указа N 372). В соответствии с п. 2 ст. 324 НК ставка сбора (вне зависимости от количества осуществляемых видов деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма) устанавливается в размере одной базовой величины в календарный год, определяемой на момент его уплаты. Уплата сбора производится до начала осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

Уплата данного сбора означает, что плательщики в части доходов (прибыли, выручки), полученных от осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, освобождаются от уплаты налогов, сборов (пошлин). При этом следует помнить (это касается сельскохозяйственных организаций), что в соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 323 НК при осуществлении видов деятельности (получении доходов), не относящихся к оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, сельскохозяйственные организации уплачивают по этим видам деятельности (доходам) налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном НК. Расходы (затраты), понесенные в связи с осуществлением деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, не учитываются в качестве таковых либо в качестве сумм, участвующих при определении налоговой базы, при исчислении налогов, сборов (пошлин). Более того, сельскохозяйственные организации получают в соответствии с п. 4 ст. 323 НК право применять указанный сбор при определенных условиях:

- в текущем налоговом периоде сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма может применяться в случае, если процентная доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 50% от общей суммы выручки по итогам налогового периода, непосредственно предшествующего текущему налоговому периоду;

- если государственная регистрация организации была произведена в году, в котором она претендуют на применение сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, то такая сельскохозяйственная организация имеет право на его применение при условии, что указанное соответствие соблюдено за период со дня государственной регистрации до первого числа месяца, в котором уплачен этот сбор;

- если сельскохозяйственная организация уплатила сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма в месяце, в котором осуществлена государственная регистрация организации, то она имеет право на его применение, если такое соответствие соблюдено за период с даты государственной регистрации организации до конца этого месяца.

Впоследствии в соответствии с положением подп. 2.4 п. 2 ст. 34 Бюджетного кодекса Республики Беларусь зачисление сбора производится в размере 100% в бюджеты соответствующих сельсоветов;

2) письменно проинформировать соответствующий Совет депутатов первичного территориального уровня о намерении осуществлять такую деятельность;

3) подать заявление в налоговый орган о постановке на учет;

4) заключать договоры на оказание услуг в сфере агроэкотуризма. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2006 N 818 утвержден Типовой договор на оказание услуг в сфере агроэкотуризма;

5) ежегодно до 10 января года, следующего за отчетным, представлять в налоговый орган по месту жительства (сельскохозяйственные организации - по месту нахождения) информацию о заключении (незаключении, отсутствии) договоров на оказание услуг в сфере агроэкотуризма в отчетном году по форме, утверждаемой Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. Форма информации о заключении (незаключении, отсутствии) договоров на оказание услуг в сфере агроэкотуризма в отчетном году установлена в приложении к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.01.2011 N 4 "Об установлении формы информации о заключении (незаключении, отсутствии) договоров на оказание услуг в сфере агроэкотуризма в отчетном году и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь".

Несоблюдение субъектами агроэкотуризма указанных обязанностей влечет административную ответственность.

Самым распространенным нарушением законодательства о деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма на сегодняшний день является осуществление деятельности без уплаты сбора и (или) без постановки на учет в налоговом органе.

Несмотря на то что субъекты агроэкотуризма не являются предпринимателями, их деятельность может быть проверена уполномоченными государственными органами в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее - Указ N 510). Интересен тот факт, что наряду с иными особенностями Указ N 510 регламентирует, что запрещается, за исключением внеплановых проверок, проведение проверок в течение двух лет со дня первоначальной уплаты сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере агроэкотуризма (абз. 6 п. 4).

В ходе проверок значительное внимание уделяется изучению соблюдения условий, при которых субъект агроэкотуризма вправе осуществлять данную деятельность.

В качестве документов, подтверждающих соблюдение таких условий, могут быть использованы информация и документы землеустроительных служб, организаций государственной регистрации недвижимого имущества, местных исполнительных и распорядительных органов, подразделений по гражданству и миграции, других государственных органов, полученные в ходе обследования, визуального осмотра мест осуществления деятельности субъектами агроэкотуризма.

Субъекты агроэкотуризма обязаны оформить книги учета проверок в порядке, установленном Правилами ведения книги учета проверок, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2010 N 383 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510".

Книга учета проверок должна быть на каждом объекте осуществления деятельности.

Книга учета проверок должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена подписью руководителя сельскохозяйственной организации либо физического лица, осуществляющего деятельность в сфере агроэкотуризма, и печатью. В случае отсутствия печати у физического лица, осуществляющего деятельность в сфере агроэкотуризма, книга учета проверок скрепляется только его подписью.

В сфере агроэкотуризма ответственным за хранение книги учета проверок является руководитель сельскохозяйственной организации или уполномоченное им лицо, физическое лицо, осуществляющее деятельность в сфере агроэкотуризма.

Особенности привлечения субъектами агроэкотуризма

наемных работников

Для оказания помощи в осуществлении услуг в сфере агроэкотуризма субъекты агроэкотуризма в соответствии с действующим законодательством могут привлекать третьих лиц:

1) домашних работников по трудовым договорам;

2) работников по гражданско-правовым договорам (работа носит краткосрочный характер).

1. Наем домашних работников.

Под домашними работниками согласно ч. 1 ст. 308 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) понимаются лица, выполняющие по трудовому договору работу в домашнем хозяйстве граждан, оказывающие им техническую помощь в литературной, иной творческой деятельности и другие виды услуг, предусмотренные законодательством.

Перечень видов услуг, которые могут выполняться домашними работниками, утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.08.2006 N 99 (далее - Перечень услуг).

Из Перечня услуг можно выделить те виды работ, для выполнения которых субъект агроэкотуризма может привлекать домашних работников по трудовому договору:

- стирка, смена постельного белья, полотенец, сдача в стирку, химчистку постельного белья, полотенец и других вещей;

- глаженье постельного белья, полотенец, других вещей;

- уборка и содержание в чистоте жилых помещений, санузлов и других помещений, мойка окон;

- уход за домашними растениями;

- закупка продуктов, приготовление пищи, мытье посуды;

- отопление жилых и подсобных помещений.

Что касается транспортного, экскурсионного, спортивного обслуживания агроэкотуриста, то в этой части пользоваться услугами домашних работников нельзя.

Оформление правоотношений с домашним работником осуществляется посредством трудового договора, однако он не заключается, если работа носит краткосрочный характер (до 10 дней в общей сложности в течение месяца) (ч. 1 ст. 309 ТК).

Следует обратить внимание, что не допускается заключение трудового договора о работе на дому гражданами с лицами, состоящими с ними в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) (ст. 310 ТК).

На других родственников и свойственников запрет не распространяется (троюродные братья и сестры, внучатые племянники и др.).

При заключении трудового договора наниматель обязан потребовать следующие документы:

- документ, удостоверяющий личность (документы воинского учета для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);

- трудовую книжку (за исключением впервые поступающих на работу и совместителей);

- документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы;

- индивидуальную программу реабилитации инвалида (если на работу принимается инвалид) и другие документы, необходимые при заключении трудового договора (ч. 1 ст. 26 ТК; разъяснение Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.05.2011 N 10-02/448/01-01-27/2562п/3-2-10/2025 "Разъяснения по вопросу привлечения рабочей силы субъектом агроэкотуризма (физическим лицом)" (далее - разъяснение)).

Лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ежегодно должны проходить рентгенофлюорографическое исследование органов грудной клетки (п. 7 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов "Гигиенические требования к условиям и организации осуществления физическими лицами и сельскохозяйственными организациями деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма", утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21.07.2011 N 73).

Можно предположить, что данное требование относится как к самому хозяину агроусадьбы, так и к нанятым им работникам. Таким образом, при приеме на работу хозяин агроусадьбы вправе потребовать у работника пройти  неполный медосмотр и представить выписку из медицинской документации о прохождении флюорографии.

Касательно видов трудовых договоров с домашними работниками, названных в ч. 1 ст. 17 ТК, по нашему мнению, хозяину агроусадьбы предпочтительно использовать трудовой договор для выполнения определенной работы с указанием вида (видов) услуг, предусмотренных Перечнем услуг.

В этом случае можно руководствоваться нормой ч. 1 ст. 312 ТК, которая гласит, что рабочее время и время отдыха домашних работников регулируется по договоренности между сторонами. Однако не стоит забывать о нормальной продолжительности рабочего времени работника (ст. 111 ТК).

Разъяснением рекомендуется в отношении домашних работников агроусадеб руководствоваться примерной формой трудового договора, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 27.12.1999 N 155 (далее - примерная форма трудового договора).

Однако в п. 2 примерной формы трудового договора указывается наименование должности, профессии, которое должно соответствовать трем документам: общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 "Профессии рабочих и должности служащих", утвержденному постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.10.2009 N 125, Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, Единому квалификационному справочнику должностей служащих.

Но для договора о выполнении определенной работы вряд ли уместно это требование. Трудовая функция работника в этом случае формулируется путем названия услуги, к примеру "приготовление пищи", а не традиционной фразой "Принять на работу по профессии "повар".

Разъяснение повторяет нормы ч. 2 ст. 309 ТК о регистрации договора с домашним работником в местном исполнительном и распорядительном органе первичного территориального уровня не позднее семи дней в присутствии сторон. Также при увольнении домашнего работника трудовой договор представляется сторонами в местный исполнительный и распорядительный орган, зарегистрировавший данный договор.

2. Прием работников по гражданско-правовому договору.

Порядок привлечения субъектами агроэкотуризма (физическими лицами) работников по гражданско-правовым договорам определен разделом 2 разъяснения.

Однако, несмотря на указание в разъяснении, что гражданско-правовой договор носит краткосрочный характер, в нем не приведен ни минимальный, ни максимальный ограничитель этого срока.

В отличие от трудового договора с домашним работником гражданско-правовой договор не нужно официально регистрировать.

Граждане, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам у физических лиц, при условии самостоятельной уплаты обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - ФСЗН), имеют право на пенсионное обеспечение.

Право на пенсию владельцев агроусадьбы

Порядок уплаты обязательных страховых взносов с выплат, начисленных в пользу работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам, определен в разделах 3, 4 разъяснения.

Однако возникает вопрос о возможности физических лиц (как правило, владельцев агроусадеб) претендовать на пенсию, поскольку деятельность физических лиц по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма не признана предпринимательской.

В стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда согласно законодательству о государственном социальном страховании (ч. 1 ст. 51 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 N 1596-XII "О пенсионном обеспечении").

Указом Президента Республики Беларусь от 03.09.2013 N 389 "О некоторых вопросах пенсионного обеспечения и социального страхования" с 1 января 2014 г. установлен минимальный стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН для назначения трудовых пенсий по возрасту и составляет не менее 10 лет, а с 1 января 2015 г. - не менее 15 лет.

В ст. 7 Закона Республики Беларусь от 31.01.1995 N 3563-XII "Об основах государственного социального страхования" хозяева агроусадеб не указаны в перечне лиц, которые подлежат государственному социальному страхованию в обязательном порядке или на добровольной основе.

В данной ситуации, полагаем, физическим лицам следует позаботиться о своей пенсии через формирование добровольных пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах.

Как было указано выше, субъекты агроэкотуризма при осуществлении такой деятельности имеют определенные гарантии (льготы). При этом исходя из положений Указа N 372 льготный режим осуществления деятельности в сфере агроэкотуризма применяется до 1 марта 2021 г.

В соответствии с подп. 13.2 п. 13 Указа N 372 начиная с 2007 года ежегодно до 1 марта Совет Министров Республики Беларусь обязан представлять Президенту Республики Беларусь анализ деятельности субъектов агроэкотуризма по оказанию услуг в этой сфере, а до 1 марта 2021 г. внести предложения о дальнейшем регулировании такой деятельности. Таким образом, в дальнейшем, на наш взгляд, не исключается возможность отнесения оказания услуг в сфере агроэкотуризма к предпринимательской деятельности. Однако, с учетом того что ранее подп. 13.2 п. 13 Указа N 372 была предусмотрена аналогичная формулировка, но со сроком до 1 марта 2011 г., и изменения в области режима осуществления деятельности не произошли, возможно, хотя и маловероятно, что и в дальнейшем, через шесть лет, кардинальных изменений законодательство в сфере агроэкотуризма не претерпит.