Вы здесь

Права и обязанности заявителей при обращении

Права заявителей определены статьей 7 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон). Так, заявители имеют право:

·         подавать обращения, излагать доводы должностному лицу, проводящему личный прием;

·         знакомиться с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений, если это не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в материалах не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну;

·         представлять дополнительные документы и (или) сведения либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме, в случае, если истребование таких документов и (или) сведений не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в них не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну;

·         отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу;

·         получать ответы (уведомления) на обращения;

·         обжаловать в установленном порядке ответы на обращения и решения об оставлении обращений без рассмотрения по существу;

·         осуществлять иные права, предусмотренные Законом и иными актами законодательства.

Установленный перечень прав заявителей неисчерпывающий. Другие права могут предусматриваться как Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» (например, право выбора формы ответа на электронное обращение, право на привлечение представителя и т.д.), так и иными актами законодательства.

Закрепляя за заявителями широкий круг прав, Закон одновременно возлагает на них и определенные обязанности. Так, в соответствии со статьей 8 Закона заявители обязаны:

·         соблюдать требования указанного Закона;

·         подавать обращения в организации, индивидуальным предпринимателям в соответствии с их компетенцией;

·         вежливо относиться к работникам организаций, индивидуальным предпринимателям и их работникам, не допускать употребления нецензурных либо оскорбительных слов или выражений;

·         своевременно информировать организации, индивидуальных предпринимателей об изменении своего места жительства (места пребывания) или места нахождения в период рассмотрения обращения;

·         исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом и иными законодательными актами.

Следует отметить, что невыполнение этих обязанностей может существенно затруднить, а в некоторых случаях сделает невозможным качественное и всестороннее рассмотрение обращений государственными органами и другими организациями.

Прежде всего, обращает на себя внимание обязанность вежливо относиться к работникам организаций, индивидуальным предпринимателям и их работникам, не допускать употребления нецензурных либо оскорбительных слов или выражений. Данная норма призвана способствовать построению взаимоуважительного и конструктивного диалога между заявителями и органами, рассматривающими обращения. Невыполнение заявителями рассматриваемой обязанности может повлечь соответствующие негативные последствия: оставление обращения без рассмотрения по существу; привлечение к ответственности в соответствии с законодательными актами.

Как и в части прав, перечень обязанностей заявителей не является исчерпывающим, поскольку законодательными актами могут быть определены и иные их обязанности.