Вы здесь

Как не дать себя обмануть

Технологии стремительно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Социальные сети «Вконтакте», «Instagram», торговые Интернет-площадки«Kufar», «Wildberries», «Ozon», а также интернет-банкинг существенно экономят наше время и делают процесс покупки товаров и получения услуг более комфортным. Буквально за несколько минут можно купить мебель в детскую, вызвать такси, заказать еду на дом, забронировать гостиницу для путешествия. Именно этот факт, к сожалению, берут на вооружение интернет-мошенникимошенники, делая ставку на нашу невнимательность и неосведомленность.

Один из самых распространеных видов Интернет-мошенничества с использованием банковских платежных карт - «фишинг». Фишинг, это вид мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей, сведеньям об используемых банковских платежных картах, логинами и паролями системы Интернет-банкинга.

Несмотря на активную работу правоохранительных органов и банковских учреждений по информированию граждан о данном виде мошенничества, фишинг не утрачивает своей популярности среди мошенников и в 2024 году.

Жертвами данного вида Интернет-мошенничества, как правило, становятся активные пользователи системы «Интернет-банкинг», а также граждане, разместившие объявления о продаже или покупки товаров на какой-либо торговой Интернет-площадке «Kufar», «Avito», «Av.by» и прочие.

В первом случае граждане при попытке осуществить авторизацию (вход) на сайте имеющем визуальное сходство с сайтом банковского учреждения, вводят в соответствующие разделы на сайте-приманке свои авторизационные сведения, а именно логин и пароль, после чего злоумышленники, получив информацию о логине и пароле осуществляют авторизацию от имени законного пользователя и производят хищение имеющихся на счете денежных средств.

Во втором случае мошенники под видом потенциального покупателя связываются с потерпевшим, проявляя заинтересованность товаром, размещенным вна торговой площадке, после чего под различными предлогами предлагают продолжить беседу в мессенджере «Viber», «Telegram», «WhatsApp».

В переписке злоумышленники втираются в доверие и предлагают своей жертве оформить доставку, с этой целью присылают фишинговую ссылку, перейдя по которой потерпевшие попадают на сайт внешне схожий с сайтом торговой Интернет-площадки и в соответствующие разделы вводят номер своей банковской платежной карточки, трехзначный CVC-код, расположенный на оборотной стороне карты, срок действия карты, а также свои паспортные данные. После чего происходит списание денежных средств.

Одной из разновидностей «фишинга» является – «Вишинг». Как правило вам поступает звонок, при этом вызывающее лицо представляется сотрудником банка, либо сотрудником правоохранительных органов. И просит вас сообщить реквизиты вашей банковской платежной карты, авторизационные данные для дистанционного входа в личный кабинет, паспортные данные, а также просят установить приложение для осуществления удаленного контроля за телефоном либо компьютером потерпевшего. Также, для убедительности в мессендже может быть предъявлено служебное удостоверение сотрудника правоохранительных органов либо банковского учреждения.

В последнее время участились случаи, когда вызывающий абонент представляясь сотрудником правоохранительных органов, сообщает, что близкий родственник, якобы, попал в чрезвычайную ситуацию, стал участником ДТП, задержан сотрудниками правоохранительных органов, попал в больницу и для благоприятного разрешения возникшей ситуации необходимо передать курьеру денежные средства.

Обезопасить себя от данных видов мошенничеств можно следующим образом:

  • при оплате коммунальных услуг и иных платежей, используйте официальные приложения вашего банка;
  • никому не сообщайте реквизиты вашей банковской карты (срок действия, трехзначный код на оборотной стороне карты, или банковский СМС-пароль). Главное помнить, что для зачисления денежных средств на вашу банковскую карту достаточно номера карты, а также срока ее действия;
  • не сообщайте ПИН-код вашей карты посторонним лицам;
  • в случае утери платежной пластиковой карты, незамедлительно свяжитесь с банком, выпустившим её, сообщите о случившемся и следуйте инструкциям сотрудника банка;
  • помните, что сотрудники правоохранительных органов и банковских учреждений ни при каких обстоятельствах не станут уговаривать вас оформить кредит «для спасения денежных средств», либо проявлять интерес к реквизитам используемой банковской платежной карты. 

Если злоумышленники все же завладели реквизитами вашей банковской карты, то незамедлительно обратитесь по телефонному номеру в службу поддержки, либо в ближайшее отделение вашего банка и сообщите о случившемся.

Помните знание базовых правил безопасности по использованию банковских платежных карт обезопасит вас от неприятных последствий и не позволит мошенникам сделать вас своей жертвой.

 

Помощник прокурора Горецкого района 
Понуждаев Арсений Витальевич