Алексей Бирюков — о Дне народного единства и его смыслах для современного поколения«Единство не означает, что мы должны одинаково мыслить. Оно в патриотизме и любви к своей стране» В преддверии праздника, олицетворяющего силу белорусской нации, ее самодостаточность и общность, корреспонденты встретились с политическим обозревателем, лектором Могилевского отделения Белорусского общества «Знание», начальником отдела реализации программ довузовского образования и профориентации МГУ имени А. А. Кулешова Алексеем Бирюковым и поговорили об историческом контексте даты 17 сентября, ее смыслах для современного поколения, у которого независимость и суверенитет выступают базовыми понятиями. – Алексей Викторович, праздничная дата, установленная указом Президента в 2021 году, прижилась. Особенно у людей старшего поколения она отложилась в памяти как момент установления исторической справедливости. В контексте событий прошлых лет это верное суждение? – Безусловно. Именно 17 сентября 1939 года было положено начало похода Красной армии по освобождению белорусских земель от польской оккупации. Это позволило преодолеть величайшую историческую несправедливость – искусственный раздел нации и народа по живому. Он произошел в результате Советско-польской войны 1919–1921 годов, завершившейся подписанием 18 марта 1921 года Рижского мирного договора. По нему западные части территории современной Беларуси отошли Польше. И это не просто раздел, когда люди спокойно себе жили. Под вопросом находились перспективы исторического и национального выживания народа. Приведу слова тогдашнего премьер-министра Польши Леопольда Скульского, который заявлял: через 50 лет в Польше со свечкой не найдут ни одного белоруса. Нас рассматривали как недонацию, которую можно перемолоть, переплавить и сделать из нее хоть и православных, но поляков. Этим почти 20 лет и занималось польское руководство. И это историческая правда. – Насколько быстро День народного единства может стать по-настоящему народной датой? – Праздники в одночасье не становятся народными. Необходим определенный стаж. Даже День Победы был памятным и только потом превратился во всенародный. Такие даты проходят определенный путь от официального государственного до народного. Однако важно понимать, что современное поколение – это молодежь, которая не знает другой родины кроме Республики Беларусь. Она выросла в суверенной стране. Поэтому суверенитет и государственная независимость для нее – главные, базовые ценности. День Победы, День Независимости – исторический цоколь, а вот фундаментом нынешней независимости выступают День народного единства и исторические события, благодаря которым народ получил возможность жить единым целым. Ситуация национального разрыва – это очень большая травма. И чем скорее она преодолевается, тем лучше для людей. Наше счастье, что тот разрыв длился меньше 20 лет. Ведь не успели сформироваться поколения, которые были бы носителем некого чужого сознания, назывались бы православными поляками или кем-то еще. А к этому шло дело. – Насколько современному поколению легко мыслить такой категорией, как национальная идентичность? – Приведу недавний пример. Работал с первокурсниками нашего вуза, некоторым студентам нет и 18 лет. Так вот была интересна тема их самоидентификации. Несмотря на то, что все говорят на русском языке, считают себя настоящими белорусами. Задал где-то провокационный вопрос: если не язык, что делает вас таковыми? Ответы были следующими: ощущение родины, важности ее границ, нерушимости, самостоятельности политической линии. Для них главнее всего наша независимость. Это и есть отправная точка патриотизма. Да, могут быть разногласия по поводу отдельных эпизодов истории. Но общей ценностью, и это никем не подвергается сомнению, выступает суверенитет. У нас учатся ребята, которые приехали из Брестской и Гродненской областей. И их семейные истории абсолютно разные. Некоторые уверены, что при поляках жилось хорошо, богато – ели хлеб и колбаски. Допускаю, такие истории имели место существовать. Но человеческая судьба измеряется не колбасками, а возможностью сохранить идентичность. А насколько это было бы реально в условиях Второй Речи Посполитой? Если бы не события 1939 года, судьба Беларуси стала бы иной. Скорее всего, национальное разделение сохранилось бы навсегда. Даже не потому, что нельзя было вернуть границы. Просто изменилась бы психология людей: по крови они бы остались белорусами, а вот психологически, с точки зрения национального самосознания, стали бы поляками. На это работала система образования и государственного воспитания, направленная на ополячивание национальных меньшинств. – Как помочь молодому поколению понять и прочувствовать глубинный смысл Дня народного единства? – Если выступает лектор и приводит пусть правильные, но сухие факты, чуткую публику, которой является молодежная аудитория, это не трогает. Для нее важны эмоциональные примеры. Необходимо не только приводить исторические события, но и рассказывать о них через судьбы людей. К примеру, «Катехизис польского ребенка». Это стихотворение Владислава Белзы изучалось в каждой польской школе. Вот пару строчек: – Кто ты? – Маленький поляк. – Каков твой знак? – Белый орел. – Где ты живешь? – Среди своих. – В какой стране? – На польской земле. Каждое занятие начиналось с его цитирования. А теперь представьте, когда эти слова изо дня в день повторяются школьнику… Детишек можно было ломать, плавить, выращивать новое поколение. И когда такие вещи цитируешь, студенческая аудитория начинает смотреть на события под другим углом. В информационной работе очень важны честные эмоции. Они заставляют пересматривать убеждения. У молодежной аудитории есть потребность эти убеждения подкреплять каким-то авторитетом. Чтобы понять: то, о чем они думают, не личное, субъективное представление. В данном случае роль педагога уникальная. Мы выступаем таким авторитетом или можем им стать. Когда задаю студентам простой вопрос: что самое главное, самое ценное для каждого человека? Разумеется, большинство отвечает – здоровье. Будет оно – будут работа, зарплата, карьера. Так вот для государства такой же абсолютной, первостепенной ценностью являются суверенитет и независимость. Нет суверенитета, нет ни успешной внутренней политики, ни экономики, ни науки. Единство не означает, что мы должны ходить строем и мыслить одинаково. В его основе понимание того, что мы должны быть патриотами, любить, верить друг в друга, в свою страну. Татьяна Седунова, фото Андрея Сазонова и Антона Степанищева, СБ Читайте также в этой рубрике: |
||||