Глиняные игрушки-свистульки Могилевщины включены в Государственный список историко-культурных ценностейСакральная сила оберега Что за диковинный зверь уткоконь и кто возродил кричевскую свистульку? Глиняные лошадки, совы и целые композиции на тему деревенского быта: мужичок за плугом, бабуля с буренкой, сельчане в санях… От игрушек народного мастера Вячеслава Яковенко из Кричева получаешь не только эстетическое удовольствие. Большинство его «цацак» поющие, имитируют около 25 видов голосов птиц и животных! 30 лет назад Вячеслав Николаевич поставил перед собой цель возродить Поднепровскую глиняную игрушку-свистульку. Осуществил. Его творения узнаваемы и востребованы на ярмарках, фестивалях — от районных до международных. Оценило их и Министерство культуры: этой зимой традиционные образы и технология изготовления глиняных народных игрушек-свистулек Могилевского Поднепровья получили статус историко-культурной ценности Республики Беларусь. Родом из детства Первую глиняную зверушку Вячеслав Яковенко вылепил лет в пять. Бабушка научила. Вера Евстафьевна уважала традиции: когда «вясну гукалi», непременно делала из теста жаворонков, из глины — лошадок, коровок. — Это были простые и неказистые зверушки, но от них исходило особое тепло, — вспоминает Вячеслав Николаевич. — Помню, как мы их, обоженных в печи, расписывали тем, что было под рукой: свеклой, зеленкой. Кричевский край издавна славился гончарами и керамистами, но опытные мастера уходили, а достойной смены не было. Когда еще учился в 5-м классе, в нашей школе в райцентре кочегаром работал один из последних в районе носителей традиций — Семен Мозольков. Но я, которому в ту пору было 11 лет, постеснялся напроситься к нему в подмастерья. К лепке из глины Яковенко вернулся уже будучи студентом истфака БГУ. Как-то с друзьями пошел в Минске на рынок, увидел торгующего свистульками мужичка, скупил у него все поделки и, приехав домой, попробовал смастерить подобное. Игрушка удалась, но петь не захотела. Возродить старинный промысел Василий Николаевич упрямый — освоил тонкости старинного промысла. С 1985-го стал обучать детей в Кричевской художественной школе. Игрушки из глины вместе с ними лепил непростые, а фольклорные: Нестерку, деда Талаша. В 1990-м решил возродить традиционную Могилевскую Поднепровскую свистульку. Уточняет: — Такие были распространены на территории нынешней Беларуси, России и Украины. Особенность кричевской, которую впервые нашел в 80-е годы на раскопках на Замковой горе в Кричеве археолог Андрей Метельский, в том, что она имеет голову лошади и туловище утки. Датируется XVII веком. Но известны такие фигурки еще до Киевской Руси. Подержав в руках глиняный раритет, Яковенко обложился специальной литературой, начал изучать древние традиции, оттачивать мастерство. — Уткоконь — это не просто игрушка, она объединяет три народа, напоминает о наших общих корнях, — подчеркивает умелец. — В ней заложен сакральный смысл. Здесь сочетается мужское и женское: утка — символ ночи и материнства, лошадь — солнца, любви и плодородия. Наши предки верили в силу оберега: он способен защитить от всех невзгод. Возрожденная свистулька стала образом и брендом Межрегионального фестиваля-конкурса народного творчества «Кричевский конек», который с подачи Вячеслава Яковенко собирает мастеров из Беларуси и России. За то, что сумел возродить традиционную славянскую глиняную игрушку, Вячеслав Николаевич удостоен российского ордена «Почета и Славы», его имя внесено в международную энциклопедию «Лучшие люди». За значительный личный вклад в сохранение и развитие народных промыслов и ремесел он не раз удостаивался наград и в родной Беларуси — на региональных, республиканских фестивалях, форумах, ярмарках. Душевное творчество Хоть с виду глиняная свистулька проста и неказиста, смастерить ее не так-то просто. — Казалось бы, я любую с закрытыми глазами слеплю. Но случается и такое: сделаешь, а она не звучит, — признается человек, много лет популяризирующий народную фольклорную культуру. — Глина — материал податливый, впитывающий эмоции, энергетику того, кто с ней работает, оттого изделия из нее кажутся теплыми, живыми. Садиться за работу надо только с чистыми и позитивными мыслями. За это глина платит благодарностью: когда свистулька поет, очаровываются и взрослые, и дети. Уткоконь — самый ходовой товар на ярмарках. А еще кричевские совы — семейный оберег, символ мудрости. К слову, их Вячеслав Николаевич делает на пару с женой Любовью Ященко, тоже народным мастером. В марте 25 лет, как они вместе. Любовь Михайловна педагог, хоть и на пенсии, но до сих пор ведет математику в Восходовской школе Могилевского района и кружок керамики в школе № 44 Могилева. Умеют работать с глиной и их дочки Анна и Екатерина, внуки Амалия, София и Георгий. Доминику, самому младшему, всего 5 лет. Когда приезжает в гости к дедушке с бабушкой, с удовольствием месит глину. Чтобы замечательный народный промысел не был утрачен и через 50 лет, талантливый педагог Яковенко по-прежнему учит лепить из глины юных земляков. Он руководитель образцовой студии декоративно-прикладного творчества «Свистулька», объединения по интересам «Глiняная цацка» Кричевского районного центра дополнительного образования детей и молодежи «Крэчут». Сколько сам за эти годы игрушек слепил, точно не знает: «Сбился со счета. Тысяч 15, не меньше». Занимается Вячеслав Николаевич не только с подрастающим поколением, проводит мастер-классы для взрослых, читает лекции, участвует в семинарах. Что технология изготовления и образ Поднепровской игрушки-свистульки пополнили список историко-культурного наследия Беларуси, его, конечно, радует: — Это хороший стимул для творчества и развития. Мечтаю создать в райцентре детский театр глиняной игрушки-свистульки. Такого в нашей стране еще нет! Источник: mogilev-region.gov.by Читайте также в этой рубрике: |
||||