Новая редакция закона о защите прав потребителей принята в Беларуси9 июля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Президент Беларуси 8 июля подписал закон "О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты прав потребителей", сообщили БЕЛТА в пресс-службе главы государства. Этот нормативно-правовой акт расширяет сферу действия закона "О защите прав потребителей". Теперь в круг ответственных перед потребителем лиц включаются не только продавцы, исполнители и изготовители, но и не являющиеся индивидуальными предпринимателями физические лица, реализующие в соответствии с законодательством товары (работы, услуги) населению: ремесленники; лица, торгующие на рынках и (или) иных местах не более 60 дней в году; лица, оказывающие услуги агроэкотуризма. Предусматривается ответственность гарантийных мастерских (ремонтных организаций) перед потребителями за качество и сроки выполнения работ. Потребитель вправе предъявить к поставщику либо дилеру требования замены или ремонта некачественного товара, а также возмещения расходов по ремонту в случае банкротства продавца (изготовителя), приостановления или прекращения его деятельности, отсутствия у потребителя достоверных сведений о продавце (изготовителе) либо месте нахождения или месте жительства изготовителя за пределами Республики Беларусь. Если же они не могут выполнить такие требования, то потребитель вправе требовать возврата уплаченных денег. Такой подход законодательно оформлен и в других странах, например, в Российской Федерации. Закон уточняет перечень обязательной информации о товаре. Определен перечень информации, которая в обязательном порядке должна предоставляться гражданину при приобретении товаров по Интернету, рекламе, почте или другими дистанционными способами. Так, при реализации товаров через интернет-магазин на сайте в обязательном порядке должна размещаться информация об изготовителе, основных потребительских свойствах, гарантийных сроках, цене и условиях оплаты товаров, сроках и условиях доставки товара. Безопасность товара отнесена к одному из критериев качества товара, т.е. если товар не отвечает требованиям безопасности, он считается товаром ненадлежащего качества и продавец (изготовитель, поставщик, представитель, ремонтная организация), реализующий такой товар с нарушением требований к его безопасности, несет гражданско-правовую и административную ответственность, установленную за реализацию товаров ненадлежащего качества. На сегодняшний день в действующем законе "О защите прав потребителей" предоставлено право потребителю на обмен товара надлежащего качества на аналогичный товар и только при отсутствии варианта для обмена – на возврат денег. После вступления в силу нового закона потребитель будет иметь право по своему выбору на обмен или возврат качественного товара (если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца) в течение 14 дней с момента покупки. При возврате товара надлежащего качества требование потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом незамедлительно. В случае, если это не представляется возможным, максимальный срок для удовлетворения такого требования потребителя не может превышать семи дней (за нарушение этих сроков устанавливается ответственность продавца в виде неустойки за каждый день просрочки). Закрепляется право потребителя на возврат некачественного товара продавцу (изготовителю, поставщику, представителю) без потребительской тары. Уточняется порядок исчисления гарантийных сроков для сезонных товаров и при реализации товаров по каталогам, рекламе и иным информационным источникам. Предусматривается, что гарантийный срок на товар, производимый за пределами Республики Беларусь, должен быть не менее гарантийного срока, предусмотренного законодательством Республики Беларусь для аналогичных товаров, производимых на территории Республики Беларусь. Изготовитель (поставщик) обязан обеспечить не только ремонт и обслуживание ввезенного технически сложного товара, но также и выпуск, поставку запасных частей в торговые и ремонтные организации в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока - в течение 10 лет со дня продажи. Законом определен порядок рассмотрения спора при нарушении продавцом сроков исполнения обязательств по договору с предварительной оплатой товара. При этом требования потребителя о возврате суммы предварительной оплаты и полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом незамедлительно (в случае, если удовлетворить такие требования незамедлительно не представляется возможным, они должны быть удовлетворены в течение семи дней), если продавец не докажет, что нарушение сроков произошло не по его вине. Совершенствуется порядок возмещения убытков продавцами, изготовителями, поставщиками в связи с производством, поставкой и реализацией потребителю товаров ненадлежащего качества. Вводится право продавца (поставщика) потребовать замены товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, от изготовителя или поставщика, реализовавшего ему такой товар, а также возмещения убытков, понесенных продавцом (поставщиком) в связи с восстановлением нарушенного права потребителя, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами президента Беларуси или договором. Все права потребителя, предусмотренные действующим законодательством, сохранены в полном объеме. Из закона "О защите прав потребителей" исключаются нормы процессуального характера и нормы налогового законодательства, которые включены соответственно в Гражданский процессуальный кодекс и закон "О государственной пошлине". Закон вступит в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.-0- Читайте также в этой рубрике: |
||||