В Кричеве восстановили три паровоза 1950 х годовНе стой, паровоз! Это единственная в стране техника подобного типа, которая на ходу. Не просто музейные экспонаты, а участники многочисленных патриотических акций. Два из трех реконструированных паровозов в ходе реализации проекта «Поезд Победы» принимали гостей на узловых станциях Витебск, Орша, Минск, Могилев и Гомель. История, до которой можно дотронуться рукой. — У нас на базе запаса находится девять паровозов, — уточняет начальник локомотивного депо «Кричев» Вячеслав Цумаров. — Их эксплуатировали примерно до 70‑х годов, затем отправили на консервацию. При этом поддерживали в нормальном состоянии, по графику проводили определенные работы. Идея поставить на ход паровоз витала в воздухе давно — чтобы показать детям и взрослым технику разных поколений. Тем более интерес к истории сейчас повысился. Ведь раньше на таких паровозах многое держалось, особенно в военное время, другой тяговой единицы не было. Восстановить паровоз — задача нелегкая. Только на один около шести месяцев требуется. Работники депо отнеслись к делу с энтузиазмом — это как решить головоломку или собрать огромный конструктор. Изучали литературу, сохранившиеся альбомы, чертежи, самостоятельно восстанавливали детали. А вот все шильдочки, буквы на машинах — оригинальные. Первый восстановленный работники депо называют «наш боевой», другие — его «младшие братья». Они выпускались с 1951 года по 1955‑й. Несмотря на то что модель у них одна — серия ЭР, каждый индивидуален. Как говорит Цумаров, у каждого своя душа, недаром раньше, когда паровозы прибывали на станцию, люди отличали их по гудку. Ремонт ремонтом, но основная часть — эксплуатационная: чтобы паровоз поехал, им должен кто‑то управлять. БЖД обучила четырех машинистов паровоза и четырех помощников. С тремя машинистами мы познакомились. Это Дмитрий Беспалов, Максим Жариков и Антон Денисенко, которые обычно работают на тепловозе, но теперь по необходимости пересаживаются на паровоз. И форма у них соответствующая — сшита по фотографиям 1930‑х годов. По словам Дмитрия Беспалова, профессиональными хитростями с ними делились ветераны отрасли, например Владимир Сугаков, у которого до сих пор сохранились права машиниста паровоза: — Работа здесь в корне отличается. Где‑то нужно применить мускульную силу, где‑то что‑то смазать, поджать. В тепловозе же процесс модернизирован, а в кабине паровоза чувствуешь работу каждого узла и механизма — все живое! И держать это в руках, управлять — совсем другое дело, нежели узнавать все по плакатам или обучающим видео. Именно этот паровоз, уточняет Максим Жариков, работал на дровах, но может и на угле: — Кормить его надо очень часто, поддерживая определенное давление пара в котле. Чтобы доехать от Кричева до Костюковичей — это примерно 45 километров, надо спалить около девяти кубов. Хотя зависит от того, что и как везешь. У угля теплоотдача выше. Конструкционная скорость локомотива — 65 километров в час, но мы едем медленнее — щадим технику. А современные тепловозы могут развивать скорость более 100 километров в час.
У паровоза, отстоявшего почти 20 лет в резерве, на удивление удовлетворительное состояние узлов и деталей механизмов. Поэтому, наверное, самый популярный вопрос «Это настоящий?!», делится мнением Антон Денисенко: — Люди в восторге. Говорят, молодцы, что сохранили такую технику, не забыли. Молодежи это очень интересно. Попадались дети, которые настолько интересуются железной дорогой, что знают больше нашего. В Гомеле встретили такого мальчишку — сам изучает литературу, в школе пишет рефераты, выступает на мероприятиях. В Минске на Детской железной дороге много ребят с хорошей базой знаний. Подрастает достойная смена нам!
Да и среди взрослых, добавляет Дмитрий Беспалов, горящие этой темой люди: — Железные пародышащие драконы объединили все поколения. В Минске, например, общались с бабушкой, которая работала в депо и заправляла эти паровозы мазутом. А в Могилеве машинист паровоза такие увлекательные беседы на профессиональную тему вел — заслушаешься! Скоро начнут восстановление четвертого паровоза: ремонтные и эксплуатационные бригады готовятся провести диагностику котла, дефектовку узлов, придать эстетический вид. Спустя полгода машину представят публике. ИНТЕРЕСНО ♦ Самый старый паровоз на базе локомотивного депо «Кричев» — 1931 года выпуска, серии ЭМ. Доподлинно не известно, участвовал ли он в боях, но тендер — специальный вагон, прицепляемый к паровозу и предназначенный для перевозки запаса топлива, — весь посечен снарядами и осколками. ♦ Паровоз с тендером полной загрузки весит примерно 150 тонн: запас воды — 27 тонн, угля — 18 тонн. ♦ Кричевский паровоз не единожды участвовал в съемках кино. В числе таких лент, например, «Судьба диверсанта». Скоро выйдет на экраны еще одна военная картина, которую снимали недалеко от Кричева на железнодорожном мосту через Сож. Любовь Соловьева, фото Елизаветы Кобецкой, СБ Читайте также в этой рубрике: |
||||