15 марта 2023 - День потребителяВ соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» ежегодно 15 марта в республике отмечается праздничный день - День потребителя. В 2023 году в государствах-членах Евразийского экономического союза день потребителя проводится под девизом «Грамотный потребитель - ответственный бизнес» (соответствующая рекомендация принята на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 февраля 2023 г. №4 «О тематике совместных мероприятий государств - членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей в 2023 году»). Тема «Грамотный потребитель - ответственный бизнес» призвана обратить внимание на необходимость формирования пространства взаимного уважения и доверия между потребителем и бизнесом. Основа такой работы заложена Программой совместных действий государств - членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей. Для достижения поставленной цели страны ЕАЭС запланировали масштабные информационные и разъяснительные мероприятия для населения и бизнеса по вопросам защиты прав потребителей. Это позволит расширить действующие и внедрить новые механизмы поддержки и развития добропорядочных взаимоотношений между участниками потребительского рынка Союза. Нужно помнить, что потребитель имеет право на качество. Такая норма прописана в Законе. Это значит, что товар должен быть безопасным, на нём должна быть указана информация, где, когда, кем был произведён товар. Покупатель имеет право на возврат или замену, право на возмещение ущерба. Причём законодательством чётко указано, что все эти нормы распространяются на ЛЮБОЙ товар, независимо от того, куплен ли он просто в магазине или на распродаже, или даже по какой-то причине был уценён. Однако потребителю приходится сталкиваться с проблемой качества товаров. Часто потребители обращаются по фактам покупок некачественных телефонов, некачественной обуви, нарушаются договоры купли-продажи, связанные с установкой пластиковых окон и т.д. Приходится слышать истории о приобретении неработающей техники, несъедобных продуктов и т. п. Как уберечь себя от брака и заведомого обмана? Правило первое. Чтобы защищать свои права — нужно их знать. Прочтите закон «О защите прав потребителей» и будете защищены. Рекомендации, помогающие застраховаться от покупки некачественного товара, очень просты и всем известны, но, увы, люди часто о них забывают. Правило второе. Не стесняйтесь интересоваться качеством товара, требуйте показать сертификат соответствия. Сохраняйте чек — именно эта крохотная бумажка станет основным документом, который поможет решить возникшую проблему. Иначе продавец вас просто «не узнает»! Правило третье. Согласно законодательству, продукты ненадлежащего качества у вас обязаны принять обратно и вернуть деньги. Кроме того, всегда проверяйте на упаковке срок годности. Правило четвертое. Не забывайте о гарантиях. Это касается покупки бытовой техники, сотовых телефонов и прочих полезных, и, кроме того, дорогостоящих вещей. Тщательно проверяйте правильность оформления гарантийного талона. Он должен содержать полное наименование фирмы, магазина, предприятия и т. д.; печать; реальные номера изделия, сертификата соответствия. Не выбрасывайте до истечения гарантийного срока заводскую упаковку. Не стесняйтесь проверять инструкцию, она должна содержать текст на русском языке. Найдите на упаковке или в инструкции пометку о гарантийном сроке завода-изготовителя. Продавец не имеет права снижать этот срок. Правило пятое. Особенно осторожно следует приобретать вещи на рынках. Фирменная одежда или обувь не может стоить в 2−3 раза дешевле, чем в других местах. Скорее всего, это может быть подделка. Поэтому, постарайтесь соблюсти хотя бы элементарные правила: проверьте пуговицы, молнии, швы; чем больше на одежде ярлыков, наклеек, этикеток, тем вероятнее, что вещь от хорошего производителя; если это возможно — не покупайте вещи с прилавка, попросите запакованный товар, только не забудьте осмотреть его. А если сомневаетесь в покупке — не покупайте. Грамотный потребитель - это стимул субъекту бизнеса для выпуска качественного товара и индикатор, который определяет уровень жизни населения страны в целом. Основным документом, регулирующим правовые отношения в области защиты прав потребителей, является Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей». Действие настоящего Закона распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договора розничной купли-продажи и иных подобных договоров. Кроме данного Закона вопросы защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, иными документами, принятыми в развитие Закона. Важным элементом государственной политики в сфере защиты прав потребителей является информационно-просветительская работа. На сегодняшний день на республиканских и региональных каналах периодически выходят тематические выпуски передач, печатные средства массовой информации систематически освещают проблематику по защите прав потребителей. В Республике Беларусь государственные органы осуществляют защиту прав потребителей в рамках своей компетенции. Координацию деятельности в данной области осуществляет Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь. В пределах области государственная защита прав потребителей и контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляется уполномоченными по защите прав потребителей областного, городских и районных исполнительных комитетов. На территории Горецкого района государственная защита прав потребителей и контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляется главным специалистом управления экономики Горецкого районного исполнительного комитета, координация деятельности возложена на управление экономики. Главным специалистом управления экономики постоянно оказывается консультативная помощь с целью повышения грамотности потребителей, организовываются выступления в печатных средствах массовой информации, обеспечивается размещение соответствующей информации на стендах и официальных сайтах и т.д. Главный специалист управления экономики в пределах своей компетенции рассматривает обращения потребителей, осуществляет консультации населения по вопросам защиты прав потребителей, оказывает практическую помощь при разрешении конфликтных ситуаций, составлении исковых заявлений в суд. Проводимые исследования показывают, что ключевой проблемой, оказывающей негативное влияние на потребительский спрос, остаются недобросовестные действия продавцов, мошеннические схемы и обман потребителей. В 2022 году главным специалистом управления экономики Горецкого районного исполнительного комитета рассмотрено 11 обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей (2021 г. – 25), из них: в сфере торговли – 10 (2021 г. - 15), по иным вопросам в сфере защиты прав потребителей – 1 (2021 г. – 10). В целях повышения квалификации, профессионального уровня уполномоченные по защите прав потребителей ежегодно принимают участие в семинарах, проводимых Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь. Тема, ставшая приоритетной в текущем году, призвана обратить внимание на необходимость формирования пространства взаимного уважения и доверия между потребителями и бизнесом. В преддверии Всемирного дня прав потребителей в управлении экономики Горецкого райисполкома будет организована работа «горячей линии» 15 марта 2023 г. с 9.00 до 11.00 по вопросам защиты прав потребителей. Граждане, интересующиеся вопросами, касающихся прав потребителей, могут получить консультации в управлении экономики Горецкого районного исполнительного комитета по телефону: 76332. Управление экономики райисполкома |
||||