![]() |
Вниманию владельцев стреловых самоходных кранов.В Республике Беларусь во втором полугодии 2024 года произошло четыре происшествия со стреловыми самоходными грузоподъемными кранами, связанных с потерей их устойчивости и опрокидыванием: 14.08.2024 при проведении погрузочных работ произошло опрокидывание крана автомобильного КС-55727-С-12 (2022 года выпуска, изготовитель – завод «Могилевтрансмаш» ОАО «МАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» г. Могилев), принадлежащего ОАО «Строительный трест №12» Управляющая компания Холдинга «СТРОЙТРЕСТ-ХОЛДИНГ» (г. Могилев). Причиной потери устойчивости (опрокидывание) крана с последующим повреждением металлоконструкций стрелы, стал провал грунта под передней правой опорой крана. В месте установки грузоподъемного крана в соответствии с проектом производства работ, проектом организации строительства линии подземных коммуникаций, а так же иные подземные сооружения не обозначены. 20.09.2024 при производстве работ по реконструкции тепловых сетей в г. Минске произошло опрокидывание крана автомобильного КС-55713-1К-4 (2023 года выпуска, изготовитель – Клинцовский автокрановый завод), принадлежащего ООО «Теплосетистрой» (г. Минск). Согласно материалам расследования при выполнении работ по подъему предварительно изолированных труб длиной 12 м потеря устойчивости автомобильного крана произошла в результате разрушения перекрытия тепловой камеры и провала правой передней опоры крана во внутрь тепловой камеры. Повреждение металлоконструкций крана произошло в результате его падения. В ходе расследования при изучении результатов расшифровки данных регистратора параметров было установлено, что машинист крана систематически нарушал требования по безопасному ведению работ, регулярно выполняя их с превышением номинальной грузоподъемности крана до 200 %, предварительно отключив ограничитель грузоподъемности. 15.10.2024 произошло опрокидывание крана автомобильного КС-55713-6К-3 (2012 год выпуска, изготовитель – Клинцовский автокрановый завод), принадлежащего филиалу «МСУ №7» ОАО «Мостострой», на строительном объекте «Автомобильная дорога Р-99 Барановичи – Волковыск – Пограничный –Гродно км.51.000-51.910». При опрокидывании грузоподъемного крана были повреждены металлоконструкции стрелы крана и защитное ограждение моста, которое упало на маршрутное такси, движущееся под путепроводом. Пострадавших нет. Согласно акту, опрокидывание грузоподъемного крана не связано с его техническим состоянием. Причинами потери устойчивости стали: подъем груза массой, превышающей номинальную грузоподъемность при максимальном вылете стрелы; выполнение работ грузоподъемным краном с не выдвинутыми балками выносных опор; отсутствие контроля со стороны лица, ответственного за безопасное производство работ, за правильностью установки грузоподъемного крана. Анализ материалов технических расследований показывает, что основной причиной вышеуказанных происшествий стал «человеческий фактор», выразившийся в нарушении требований промышленной безопасности к установке автомобильных кранов, производстве работ с отключенными приборами безопасности, отсутствии контроля лицами, ответственными за безопасную эксплуатацию автомобильных кранов, за действиями машинистов кранов (крановщиков). Главный государственный инспектор |
![]() |
||