Вы здесь

Через 70 лет после войны родственники летчика Тимофея Волкова узнали о месте его гибели

Об этом письме, поступившем в Паршинский сельисполком из столицы Словакии – города Братиславы, узнала случайно. Во время разговора заместитель председателя райисполкома Наталья Корнеева только намекнула о нём. Интересная, мол, может быть история поиска…

Через 70 лет после войны родственники летчика Тимофея Волкова узнали о месте его гибели

Вскоре председатель сельисполкома Людмила Прилуцкая сбросила на факс редакции то письмо. Оно было написано на ломаном русском языке. Поэтому перескажу его смысл.

Житель Братиславы Бурса Стано обращался к деревенской власти с просьбой сообщить что-нибудь «о жизни и делах» уроженца здешних мест, точнее, деревни Кузовино, Тимофея Анисимовича Волкова, 1920 года рождения. Автор сообщал кое-какие известные ему факты из биографии Волкова. Был призван в армию в 1939 году Горецким райвоенкоматом. Его мать, Анастасия Ефремовна Волкова, проживала по месту рождения. Лейтенант Тимофей Волков был лётчиком. Отважным лётчиком, ибо, как сообщал Бурса Стано, он награждён орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». В 1944 году, в ноябре, техник-лейтенант 227 ШАД, 525 ШАП  Т. А. Волков вместе с лётчиком, младшим лейтенантом И. И. Попониным, пропал без вести…

Их самолёт, как явствовало из письма, был сбит в районе города Михаловце в Словакии. Т. Волков погиб. Его пилот, по сведениям Бурса Стано, остался жив. В тот же самый день в районе города Михаловце был сбит ещё один самолёт этой штурмовой дивизии. Лётчики погибли.

Через 70 лет после войны родственники летчика Тимофея Волкова узнали о месте его гибели

Бурса Стано просил выслать ему возможно сохранившиеся   фотографии Т. А. Волкова, адреса его родственников…

О себе он скромно заметил, что занимается в Словакии поисками сведений о погибших советских лётчиках, которые «воевали за наше освобождение в 1944-1945 годах».

А заключительное предложение письма хотелось бы привести полностью. «Уважаемый господин председатель. Уже сейчас вам очень большое спасибо за всё, что вы делаете через наш поиск для вашего уроженца Т. А. Волкова, который погиб за освобождение. И потому нам и сегодня возможно жить в мире»…

История заинтересовала, по-этому и журналисты решили подключиться к этому поиску. Вскоре председатель сельисполкома Людмила Прилуцкая сообщила о том, что сразу же, по горячим следам, удалось установить местожительство одной из родственниц  погибшего лётчика Волкова. Это Вера Ивановна Пятница, родная племянница Тимофея Анисимовича. Живёт она в Толочине.

Пока сотрудники сельисполкома отправляли на адрес Веры Ивановны копию письма из Словакии, мне удалось поговорить с ней по телефону. Тимофей Анисимович действительно оказался родным братом её отца, которого уже нет в живых. Похоронен он в Кузовино, куда Вера Ивановна и её близкие наведываются время от времени. Она  педагог-ветеран. Муж в молодости окончил Белорусскую сельхозакадемию. И после этого они распределились в Толочин, где и прожили много лет.

Где погиб и где похоронен дядя, Тимофей Анисимович, Вера Ивановна и другие родственники лётчика не знали. И эта  весточка о возможности хоть что-то узнать о его военной судьбе очень обрадовала женщину… Она пообещала собрать все сохранившиеся материалы, в том числе и фото, и выслать их Бурса Стано.

О начале поиска редакция сообщила в Братиславу, на электронный адрес автора письма в Паршино. При этом мы поинтересовались в интернете, есть ли какая информация о Бурса Стано? Она оказалась любопытной. Этот поисковик уже 35 лет интересуется судьбами советских лётчиков и десантников, погибших в боях на территории Словакии. Устанавливает места их захоронения, разыскивает родственников, сообщает тем, кто не имеет никаких сведений о судьбах близких людей, информацию, которая проливает свет на неизвестное… Прочитали мы и о конкретных историях, как спустя десятки лет после войны жителям России, Беларуси, благодаря Бурса Стано, удалось узнать, где покоятся их близкие, участники Великой Отечественной…

Вскоре на электронный адрес редакции поступило письмо, которое вызвало ещё большее удивление тем, что делает этот словацкий поисковик. Е-mail Бурса Стано отправил из немецкого города Норимберка, с борта пассажирского судна River Concerto. Оказалось, он работает на этом судне, «сейчас в функции матроса». А поисками занимается в своё свободное время.

Бурса Стано сообщал о том трагическом полёте дополнительно, что боевое задание выполняли два экипажа советских самолётов. Это, по мнению автора, были хорошие, храбрые люди из 525 штурмового авиаполка. Он сделал такой вывод потому, что в другом сбитом ИЛ-2 пилотом летел подполковник, заместитель командира, комиссар Н. Шаронов, который погиб вместе со своим стрелком. Трое погибших лётчиков были похоронены в городе Михаловце, а в 1946 году  перезахоронены на кладбище погибших советских солдат в этом же городе.

Бурса Стано имел достоверную информацию о том, где находится могила подполковника Шаронова. А вот полной уверенности о месте захоронения Тимофея Волкова не было. И поэтому он сообщил, что обращается в музей города Михаловце с просьбой довести дело до конца. Есть ли там сведения о Волкове, похоронен он в отдельной могиле или как неизвестный в братской?

А вскоре к поиску подключился по поручению всех родственников погибшего в Словакии лётчика внучатый племянник Вадим Голохов. В письме Бурса Стано он написал: «Мы были потрясены в связи с вашим сообщением. Если бы вы знали, сколько чувств радости и горести мы испытали в этот день. Фраза «пропал без вести» исчезла… Выражаем вам безграничную благодарность за тёплые слова в адрес нашего родственника и ту важную, бесценную работу, которой вы занимаетесь»…

Родственники Тимофея Волкова смогли восполнить для Бурса Стано некоторые пробелы в биографии героя. Женат он не был, детей не осталось. Была только девушка, Анна Савенкова. Она окончила академию в Горках, потом работала в столице Беларуси в Министерстве образования. Мать Тимофея, Анастасия Ефремовна, трудилась в колхозе. Отец, Анисим Волков, был председателем в колхозе, расстрелян немцами как коммунист.

У Тимофея был родной старший брат, Иван. Работал в сельской школе, преподавал физику и математику. Прожил он мало, всего 34 года. Похоронен на родине, в деревне Кузовино.

В настоящее время живы четыре племянницы Тимофея Волкова. Живут они в разных областях Беларуси. Самая старшая из них, Раиса Ивановна, дядю помнит смутно, ведь ей было всего пять лет, когда его призвали на службу. Вторая племянница, Лидия Ивановна, мать Вадима Голохова, кстати, только у неё сохранилась фотография дяди, рассказывала: после того, как матери Тимофея сообщили о том, что он пропал без вести, вскоре пришла посылка с его вещами. Анастасия Ефремовна долго их хранила в сундуке, до самой смерти…

Вадим Николаевич Голохов, как и его дедушка Иван, стал педагогом. Учительствует вместе с женой в сельской школе в Могилёвском районе. Кстати, в Романовичах тоже серьёзно занимаются поисковой работой. В их школе в 1996 году был сформирован поисковый отряд «Память», в состав которого входит и сын Голоховых Артём. В школе есть музей.

В 2004 году возле деревни Васьковичи Чаусского района поисковики обнаружили сейф со штабными документами 20-го механизированного корпуса. Документы пролежали в земле более 60 лет, были повреждены. В результате кропотливой реставрационной работы стало возможным прочитать данные о потерях в живой силе и технике во время боёв на территориях Минской и Могилёвской областей в конце июня – начале июля 1941 года. Таким образом, поисковый отряд восстановил списки безвозвратных потерь, представления на награды. Члены патриотического клуба писали письма по областям всего бывшего Советского Союза: в Грузию, Казахстан, Россию, Беларусь. Были отправлены более двухсот обращений, получены более ста ответов. Удалось установить полные данные на 48 бойцов и командиров 20-го механизированного корпуса, погибших летом 1941-го. Найдены родственники 27 человек, имена трёх бойцов были занесены в Книги «Память».

Так судьба свела людей в Беларуси и Словакии, которые занимаются благородным делом. В письме Бурса Стано Вадим Голохов написал: «Поэтому нам так близко то, чем вы занимаетесь, с каким нетерпением вы ждёте ответов от родственников. Знаем цену каждому слову или фразе…

Спасибо вам, что не забываете тех, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Спасибо вам за огромное трудолюбие и доброе сердце! Поклон вам до земли! Мы гордимся нашим дорогим Тимофеем Анисимовичем и счастливы, что он воевал за свободу братских нам народов»…

* * *

В один из первых дней января на электронный адрес редакции пришло ещё одно письмо от Бурса Стано. На этот раз из Голландии, «где стоим с судном».

Поисковик установил точно, что могила лётчика Тимофея Волкова находится на кладбище совет-ских солдат в городе Михаловце. К письму было прикреплено фото скромного памятника, установленного на могиле нашего земляка.

Говорят, война не заканчивается до того времени, пока не похоронен последний солдат. Пожалуй, есть логика и в продолжении этой истины: пока потомки героев второй мировой не знают, где покоятся их прадеды, деды, дяди, братья, сёстры. Эта неизвестность болью отзывается в сердцах…

Потому так понятна «радость со слезами на глазах» всех родственников лётчика Тимофея Волкова, узнавших о его фронтовой судьбе. И их искренняя благодарность скромному словацкому поисковику Бурса Стано, открывающему неизвестные страницы войны.

В телефонном разговоре Вадим Голохов просил высказать искренние слова благодарности и председателю Паршинского сельисполкома Людмиле Прилуцкой за участие в поиске.

Тамара ДРОЗДОВСКАЯ.

На снимках: техник-лейтенант Тимофей Волков; младший лейтенант Иван Попонин, с которым летел в день гибели Т. Волков;

Фото предоставлены Бурса Стано и В. ГОЛОХОВЫМ.