Вы здесь

Перед началом нового учебного года на вопросы читателей ответила начальник отдела образования райисполкома Светлана БРАНИЦКАЯ

Перед началом нового учебного года на вопросы читателей ответила начальник отдела образования райисполкома Светлана БРАНИЦКАЯ

Перед началом нового учебного года редакция газеты организовала «прямую линию» с начальником отдела образования райисполкома Светланой Михайловной Браницкой с тем, чтобы она ответила на вопросы, интересующие наших читателей. 

 

И, предваряя телефонный разговор, первыми спрашиваем о статусе средней школы № 2 города, которая летом получила новенький корпус с современнейшим оснащением.

 

— Мне тоже доводилось слышать, что вторая школа стала лицеем. Это не так. Школа № 2 осталась обычным общеобразовательным учреждением. Но с нового учебного года на её базе будет реализовываться проект «Малая академия». Это новая модель сотрудничества школы, вуза и предприятия. Идея создания межшкольных факультативов посещала нас давно. Иметь в Горках академию и не использовать её потенциал просто непростительно. Поэтому в качестве пилотных предметов мы взяли химию и биологию. По ним Министерством образования ранее разработаны факультативные занятия с очень хорошим содержанием. Наша задача была выбрать из факультативов те, которые будут иметь практическую направленность и внутри которых можно проводить экспериментальную, исследовательскую работу. То, что мы планируем делать на базе академии.

 

Сотрудничество с вузом у нас налажено давно. В академии нам всегда идут навстречу. Преподаватели БГСХА помогают школьникам готовиться к олимпиадам. Мы используем базу вуза для лабораторных занятий. Не секрет, что при подготовке детей к олимпиадам нужно идти на опережение, знания ребят нередко выходят за рамки школьной программы. Та практическая часть обучения, которую мы не может обеспечить в общеобразовательных школах в силу того, что по учебной программе её нет, проводится в лабораториях БГСХА.

 

Преподаватели вуза совместно с нашими педагогами трудились над практической и теоретической частью проекта «Малая академия». Работа будет осуществляться через факультет довузовской подготовки БГСХА. Общее руководство остаётся за районным отделом образования.
С ребятами будут работать лучшие учителя школ, педагоги высшей и первой квалификационных категорий, которые воспитали победителей олимпиад различных уровней и победителей научно-исследовательских работ. Будем привлекать и педагогов извне.

 

Кстати, дополнительного финансирования для реализации нашего нового проекта не требуется. Вся работа будет осуществляться в рамках учебного плана, который предлагает нам Министерство образования.
Проект «Малая академии» одобрил премьер-министр страны, который присутствовал при открытии нового корпуса школы № 2. Михаил Владимирович Мясникович отметил, что триединство: школа-вуз-производство — то, к чему надо стремиться на старших ступенях школы.

 

У проекта много положительных сторон. Это, разумеется, качество знаний школьников, приобщение ребят к настоящей исследовательской деятельности. Это и профориентация. Чтобы ребята не просто шли поступать в академию, а выбор их был мотивированным. Факультатив поможет школьникам увидеть те новации, которые есть в сельскохозяйственном производстве, познакомиться с современнейшим техническим оснащением.

 

Интерес к профессии надо формировать. Посеять зёрнышко, которое затем вырастет…
Работа с предприятием — более отдалённая цель. К ней придём через серьёзное сотрудничество с вузом. Сельскохозяйственные предприятия должны получать сегодня грамотного специалиста, умеющего аналитически мыслить, знакомого с навыком исследовательской работы.

 

Разумеется, не все школьники, прошедшие обучение в рамках проекта «Малая академия», отправятся поступать в БГСХА. Но качественные знания, навыки исследовательской работы, здоровые профессиональные амбиции пригодятся ребятам при выборе любой специальности.
Мы планируем создавать межшкольные факультативы и дальше, но уже в рамках программы «Одарённые дети», т. е. на базе учреждений образованиях. Тех, где идёт наиболее удачная подготовка, например, к олимпиадам. Если мы берём иностранные языки, то это, безусловно, гимназия № 1, если предмет «Человек. Общество. Государство» — то первая средняя школа.

 

— Светлана Михайловна, вот вопрос, который накануне «прямой линии» мы получили от читательницы газеты: почему не преобразилась к «Дожинкам» средняя школа № 3?

 

— В этом году бюджетные деньги на ремонт этой школы не выделялись. Поступило 177 миллионов рублей по программе энергосбережения, которые осваиваются. В школе меняют окна. Отремонтированы кабинеты.

 

—А насколько школы района готовы к началу учебного года?

 

— Сейчас (16 августа — примеч. редакции) работает комиссия по приёмке школ. Готовность я бы оценила как высокую.
Хочу отметить, что во второй школе не только введён новый корпус, но и проводится значительный ремонт в старом здании. К началу учебного года школа преобразится до неузнаваемости.

 

В этом году нам повезло как никогда. По бюджету были выделены средства в размере 4 миллиардов рублей на приобретение технических средств обучения и мебели. Закуплены новые столы и парты, которые регулируются по высоте, как того требуют санитарные нормы, мультимедийные доски. Новым оборудованием оснащены компьютерные классы. И абсолютная новинка для Горецкого района — лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков.

 

С пониманием отнёсся к проблеме технологического перевооружения школьных столовых глава района. Игорь Николаевич Макар пообещал, что район окажет в этом вопросе финансовую поддержку. Не секрет, что проблема организации питания школьников существует. Качественную еду можно приготовить только на хорошем оборудовании. А в наших столовых оно морально устарело, последний год выпуска 1985-87. Какой там может быть коэффициент полезного действия, и сколько лишних усилий нужно приложить, чтобы что-то приготовить. Но к чести наших поваров, в ушедшем учебном году по школьному питанию у нас не было ни одной жалобы или обращения.
Говоря о подготовке школ к началу учебного года, хотела бы поблагодарить родителей наших учащихся. Как всегда они оказали в этом серьёзную помощь. Мы это очень ценим. Достаточно хорошо поработали попечительские советы.

 

Как и в предыдущие годы сотрудничали с шефскими организациями. Откликнулись на наши просьбы и оказали финансовую помощь, а также строительными материалами, рабочими руками ЧУПП «Прометей», ОАО «Горкилён», СЗАО «Горы», СПК «Маслаки», УКСП «Совхоз-комбинат «Горки». Хочу сказать всем большое спасибо.

 

А также поблагодарить педколлективы школ. Учителя, чтобы не остаться в стороне от участия в подготовке к «Дожинкам», выступили с инициативой об отчислении средств на развитие материально-технической базы учреждений образования. На сегодня это 322 миллиона рублей. За эти деньги приобрели игровое оборудование и кое-что из импортного, которое мы не можем закупить по бюджету. Работала комиссия по распределению этих средств. Все деньги пошли на благое дело.
В эти летние дни учителя совершают трудовой подвиг. Не сидят, сложа руки, а сами, как только уйдут с объекта строители, проводят уборку, благоустройство территорий. Иждивенческих настроений нет. Так всегда было: если не хватает денег на ремонт, учителя переквалифицируются в строители и работают до тех пор, пока не приведут школу в надлежащий вид.

 

Хочу отметить и руководителей детских дошкольных учреждений. Они также делают всё возможное. С помощью родителей проведены внутренние ремонты. Территории садов стали яркими, функциональными.

 

Горецкий район, наши педагоги всегда этим отличались — высоким уровнем ответственности и желанием быть на своём месте профессионалами. Такая здоровая амбициозность. Могу сказать, что мне как руководителю повезло с коллективом.

 

— Светлана Михайловна, хотелось бы задать вопрос по стилю одежды учащихся. Так ли обязательна школьная форма?

 

— Министерством образования чётко прописано, что в учреждениях образования принят деловой стиль одежды. Никаких послаблений не будет. Он предполагает юбку адекватной длины у девочек. У мальчиков — брюки, пиджак или жилетка, джемпер. Но в любом случае — не джинсы, не спортивная одежда. Школьная форма дисциплинирует в том числе. Она необходима и из гигиенических соображений. Родители должны понимать, что не может девочка-подросток целый день ходить на каблуках без ущерба для позвоночника, свода стопы. Нужно думать о здоровье детей.

 

— Вопрос от всех молодых мам: будет ли в Горках строиться детский сад?

 

— Да, строительство дошкольного учреждения запланировано в 2013-2014 году. Пока проблема с садами остаётся. Они переполнены. То, что в группах вместо 15 ребят находятся 20, разумеется, сказывается на качестве воспитательного процесса. Вместе с тем, мы понимаем, что если ребёнку исполнилось 3 года, его нужно определять в дошкольное учреждение, потому что начинается процесс по программе детского образования и воспитания. Стараемся удовлетворить родительские просьбы.
Сложным остаётся вопрос с приёмом в сады двухлеток. Скорее всего, количество групп детей 2-летнего возраста будет минимальным. То есть, родителям придётся как-то выходить из ситуации или оставаться в декретном отпуске до достижения ребёнком 3 лет. Прошу их не обижаться и понять проблему. Принять в сады 3-летних детей мы сможем только в том случае, если сократим количество групп двухлеток.

 

— Светлана Михайловна, уже можно подвести итог летней оздоровительной кампании?

 

— Да, план по оздоровлению детей Горецкий район перевыполнил. И это несмотря на то, что лагерь «Купалинка» этим летом размещался на базе Ленинской школы. На педколлектив этой школы легла большая нагрузка. Пришлось приспособить учреждение образования под круглосуточный лагерь, да ещё и на три смены. Но все сработали на «десятку». Хочу поблагодарить начальников лагеря всех трёх смен: Анжелу Ивановну Раемскую, директора Ленинской школы, она работала на первой смене. Педагога этой школы Инну Владимировну Мартыненков, которая возглавила лагерь во второй смене. И педагога средней школы № 3 Светлану Александровну Потапову — за третью смену. Ребятам было комфортно и интересно, мы получили много благодарностей от родителей.
Учащиеся из гимназии, первой и второй школ, желающие пройти оздоровление в лагерях с дневным пребыванием, комфортно отдыхали в третьей и четвёртой школах.

 

Главный показатель того, как прошли каникулы, насколько дети были заняты, в том числе и индивидуальной трудовой деятельностью, зарабатыванием денег по вторичной занятости — это уровень преступности и правонарушений за летний период. Боюсь сглазить, но по последним данным этим летом школьники не совершили ни одного преступления, количество правонарушений не выросло.

 

— А как горецкие школьники готовятся к «Дожинкам»?

 

— Праздник такого уровня — серьёзный воспитательный фактор. В рамках «Дожинок» отдел образования запланировал ряд масштабных районных мероприятий. От научно-практической краеведческой конференции, куда мы предполагаем пригласить школьников из соседних районов, и до фестиваля молодёжных объединений. Для участия в краеведческой конференции ребята на протяжении года писали исследовательские работы. Был объявлен конкурс видеороликов «Я живу на земле Горецкой». Уже подвели его итоги. Будет и много других сюрпризов, я сейчас не буду их раскрывать. Хочу пожелать, чтобы ребята участвовали во всех мероприятиях, которые мы планируем провести, и открывали для себя что-то новое и интересное.

 

Подготовила Наталья СТЕПЕНКОВА.