Вы здесь

В Горках учебно-научно-практическая школа-ферма учит работать по-новому

В Горках учебно-научно-практическая школа-ферма учит работать по-новому

Накануне «Дожинок» наша газета посвятила фоторепортаж строительству учебной фермы УО «БГСХА». Сегодня рассказ о ней как о действующей, аналогов которой нет в республике. Одна она такая в стране, и всё на пути её создания — от проекта и строительства до штатного расписания кадров по функционированию школы-фермы с применением ноу-хау, что только есть в мире, — нашло здесь воплощение. Всё, от малейших деталей, надо постигать самим — преподавателям, студентам, труженикам учебной фермы и учиться работать по-новому. Этого не скрывает и сам куратор фермы, проректор по науке Белсельхозакадемии Николай Гавриченко, на кого возложена ответственность поначалу за её создание, а теперь и за функционирование, И ему, доктору сельхознаук, а конкретнее, животноводческих и акушерства, также впервой «торить тропу» к ней.

Фасад центрального здания не даёт усомниться большим логотипом, что это «Школа-ферма». Только полное название её звучит так: «учебно-научно-практическая». Иначе говоря, ферма во всех трёх ипостасях. И чему студентов обучать, и куда науку «направлять», и при этом совместными их же усилиями получать конечный результат в виде конкурентоспособной продукции.
Кому изначально принадлежит идея создания такой фермы?

— Созданием такой учебной фермы «заболел» зампред облисполкома по сельскому хозяйству Анатолий Исаченко, — говорит Николай Иванович. — Это была его идея и ректора академии, профессора Александра Курдеко. Она нашла горячую поддержку в академических кругах. Ну, а поскольку проректор по науке в ответе за ноу-хау, то на меня и была возложена ответственность за реальное воплощение школы-фермы.
Главный куратор «школы-фермы» проректор Николай Гавриченко

В Горках учебно-научно-практическая школа-ферма учит работать по-новому

Поначалу вкратце о кураторе. Николай Гавриченко — один из самых молодых докторов наук не только в академии, но и стране, стал им в 39 лет. Родом со станции Коммунары Костюковичского района Могилёвщины. Со школьной скамьи в нём боролись два начала: физик и друг «братьев наших меньших». Победил друг животных, и в 1991 году он с отличием окончил зооинженерный факультет академии. Работал в учхозе техником-осеменатором и бригадиром при директоре Л. П. Лазареве и сразу же поступил в аспирантуру по специальности акушерство. Любовь к этой науке от доктора ветеринарии, профессора Григория Медведева.

Молодой аспирант продолжил своего учителя в направлении разработок способов стимуляции, нормализации и управления эндокринным статусом коров с акушерскими и гинекологическими заболеваниями. Этой теме и посвятил свою кандидатскую (1997 г.), а затем и докторскую диссертации (2008 г.). Прошёл все ступени научной карьеры от ассистента, старшего преподавателя до доцента и доктора. Был заведующим кафедрой биотехнологии, деканом зооинженерного факультета (дважды). С 1 января 2009 года — проректор по науке.

В Горках учебно-научно-практическая школа-ферма учит работать по-новому

Раздой коровы ведёт робот

Потому и пал на Николая Ивановича груз ответственности за создание школы-фермы. В ноябре 2011 года в её фундамент был заложен первый камень, а 12 сентября нынешнего года она вступила в строй. Автором проекта её был экс-директор «Могилёвагропромпроекта» Борис Иванович Бельский, уже вышедший на пенсию, с которым Гавриченко ездил за опытом в Германию. Многое из увиденного они учли и воплотили при проектировании невиданного доселе объекта. Генподрядчиком строительства стало выигравшее тендер наше ОАО «Строитель», в помощь ему были брошены два десятка субподрядных организаций. После тендера удалось на снижении цен сэкономить 2,5 миллиарда рублей. А обошлось строительство фермы в сумму около 60 миллиардов рублей.

К слову сказать, не остался в стороне от возведения этого объекта и губернатор области Пётр Рудник. Он был организатором субботников с участием всех служб облисполкома, лично выполнял сварочные работы. Гавриченко вспомнил такой эпизод. Едет тракторист, спрашивает у Петра Михайловича: «Эй, мужик, не знаешь, где тут губернатор работает?» Подняв защитную маску, глава области усмехнулся в ответ: «И я слышал, что где-то работает, а где, толком не знаю».
Одним из первых посетил школу-ферму Президент страны Александр Лукашенко в канун открытия фестиваля-ярмарки «Дожинки-2012», отметив её значимость в деле подготовки кадров. Затем зачастили сюда делегации со всех уголков страны. На сегодняшний день её посетило более тысячи человек.

В Горках учебно-научно-практическая школа-ферма учит работать по-новому

Линии раздоя «Ёлочка», "Карусель"

Чем уникален объект? Прежде всего, своей продуманностью создания школы-фермы будущего. Для этого в ней два учебных класса для подготовки не только зооинженеров и селекционеров, а весьма широкого спектра специалистов. Так, на сегодняшний день на её базе проходят обучение студенты шести факультетов. Кроме зооинженеров, обучаются студенты мехфака, БИПа, мелиоративно-строительного, а также будущие экономисты и бухгалтера. И каждому из слушателей здесь есть что почерпнуть для себя.

Для организации учебных занятий не обязательно устраивать всякий раз экскурсии по трём производственным помещениям. На учебной ферме установлено 28 камер видеонаблюдения, что позволяет с экрана монитора проследить за цепочкой всех 122 (!) представленных здесь производственных технологий.
Для того, чтобы иметь о них представление, мы и совершили с проректором Николаем Гавриченко экскурс по учебной ферме.

Отметим сразу, оборудование, которым она «вооружена», впечатляет. Здесь представлено всё лучшее, чем располагает сегодня самая продвинутая МТФ западного образца. Прежде всего, это технологии раздоя дойного стада. Пока в нём 246 голов. Сформировали его из особей черно-пёстрой породы восьми лучших предприятий страны, в том числе и учхоза академии средней продуктивностью каждой от 7 до 10 тысяч кг молока в год.

В Горках учебно-научно-практическая школа-ферма учит работать по-новому

«Микро-городок» для телят из пластика.

Есть и две такие «представительницы», что дают по бидону — от 40 до 42 кг — молока в сутки. Содержится это поголовье на «фураже Блохина», которым директор учхоза охотно делится, несмотря на свою большую фабрику по производству молока в Паршино, Задорожье, МТФ «Буды», комплексе «Горки» и строящегося ещё одного комплекса на тысячу голов дойного стада.
Кстати, о трёх упомянутых выше помещениях. Они разнотипные, построенные с преобладанием одного из металла, другого из дерева, третьего из железобетона. Это для сравнительного анализа преподавателям и студентам, а будущим инженерам-строителям — для навыков зодчества, как и из чего возводить такие объекты.

Дойные коровы на учебной ферме размещены в одном помещении отдельно по группам. Самая большая из них из 96 коров определена для раздоя на линии «Карусель», созданная специально для обучения студентов, другая на 48 голов — на линиях раздоя «Елочка»-«Параллель», 26 наиболее высокопродуктивных коров раздаиваются на монорельсе, а стадо в 48 голов раздаивает ни много ни мало пять раз в сутки робот «Астронавт» по кличке Лёва. Делает он это в охоту, да так умело, что коровы периодически идут к нему в порядке очерёдности. Ну, если иная захочет раздоиться лишний разок, «Астронавт» ей попросту откажет в этом удовольствии и выпроводит восвояси. Есть у него для этого контрольный датчик, который и контролирует периодичность суточных лактаций каждой рогули.
Ловкость «рук» «Астронавта» в том, что он тщательно подмоет вымя с массажем, и лишь затем произведёт раздой.
Второе помещение — родильное отделение. Это цех сухостоя с доением только на монорельсе. Ежедневное дежурство несут студенты, которые и принимают роды, и кормят телят, и раздаивают коров. С начала периода, после 12 сентября, уже растелились 64 коровы, падежа нет. В чём, несомненная заслуга будущих зоотехников во главе с управляющей учебно-научным производством школы-фермы Светланой Владимировной Осиповой. А через 2 года под её руководством стадо должно прирасти до 577 голов — и набрать свою проектную мощность.
Третье помещение для содержания ремонтного молодняка — нетелей и новорожденных. За ними следят два штатных оператора вместе со студентами. А во дворе прелестно разместился еще один цех под открытым небом — «городок» из полиэтиленовых домиков для новорожденных телят. В них они чувствуют себя превосходно. За телятами также неусыпный контроль со стороны студентов.
В школе-ферме при проектном штатном расписании из 27 рабочих пока трудится 8 человек, не считая робота. Остальных легко заменяют студенты, сочетая учёбу с практикой.
Есть ряд лабораторий по определению качества молока, фуража на содержание белка, других компонентов.
Оборудование, конечно, по последнему слову техники, а главное, представлено оно преимущественно отечественными образцами. Например, молочный блок запружен несвижскими холодильниками, молокопровод линейный на монорельсе также совместного производства. Не исключение и робот «Астронавт», также белорусского производства фирмы «Биокомтехнология». Словом, аналогов этой фермы и всех её 122 технологий по раздою, кормлению, содержанию, уходу за скотом, воспроизводству стада и всему, что связано с молочным животноводством, в республике и на просторах СНГ нет. Уникальна школа-ферма не только своим специфическим оборудованием, но и начинкой по энергосбережению. Отепление помещений комбинированное, с использованием дров, природного газа и электроэнергии. Добывают её двумя способами: с помощью 68 солнечных батарей, установленных на крыше фермы, и ветрогенератора. Что лучше, гадать, а тем паче платить, не приходится. Солнечные батареи производят в месяц порядка тысячи киловаттчасов электроэнергии, а ветрогенератор — 160 тысяч киловатт/часов. И все вместе на 70 % покрывают нужды фермы в электроэнергии.
А какие трудности испытывает в момент становления школа-ферма? Их, конечно же, немало. В первую очередь, они связаны с тем, что проект не типовой, по ходу строительства его приходилось видоизменять и корректировать, делать «подгонку» к местным условиям. Мало того, само строительство явилось испытательным полигоном в связи с применением новых стройматериалов и новых технологий. И вот тут порой «вылазят» некоторые «несогласовки» и недоработки. К примеру, электропроводные кабели не спрятаны в короба, а в открытую с ними соприкасаются животные, и до беды недалеко. Казалось бы, мелочь. А кто должен за электриков ( и не только), отломивших приличный куш и след которых простыл, замаливать их грехи?
Опять же нет полной ясности со штатным расписанием: сколько должно быть в помощь дояру-«Астронавту» выделено единиц доярок, телятниц, сторожей? Как платить за ночные бдения студентам, принимающим отёлы у коров? А кто должен создавать для них и на каких угодьях кормовую базу под их потенциальную продуктивность? Словом, вопросов школа-ферма подбрасывает сегодня немало, но все они решаемы. В рабочем порядке.

Пётр ДЕТЛИКОВИЧ.

Фото автора.