Вы здесь

Около 100 рушников Могилевского Поднепровья представлено на выставке в Могилеве

14 декабря, Могилев /Сергей Кулягин - БЕЛТА/. Около 100 рушников Могилевского Поднепровья представлено на выставке в Музее этнографии Могилева. Она проходит в рамках республиканской двухдневной научно-практической конференции "Археология, этнография и история Могилевщины и Верхнего Поднепровья", сообщила корреспонденту БЕЛТА заведующая филиалом Могилевского областного краеведческого музея Светлана Рыбакова.

В экспозиции - рушники из всех регионов Могилевской области, как из фондов музеев, так и реконструкции местных мастеров. Им посвящена и одна из трех секций конференции - "Этнографические ткани Поднепровья". В ее формате будет заслушано более 20 докладов, а 15 декабря состоится театрализованная презентация рушников. Лучшие творческие выступления и работы будут отмечены дипломами и сувенирами.

По словам Светланы Рыбаковой, рушники Могилевского Поднепровья имеют свои, иногда четко выраженные региональные различия. Рушники конца ХIХ - начала ХХ веков как памятники этнографии и произведения народного искусства сохранили те особенности, которые соотносятся с ареалами расселения славянских племен на территории Могилевского Поднепровья в VIII-ХII веках. Так, рушники, которые происходят с территории бывшего расселения кривичей (Могилевский, Шкловский, Горецкий, Мстиславский районы), характеризует орнамент, в основе которого равносторонний крест, крестообразные фигуры из ромбов, ромбы, треугольники, кресты, вписанные в ромб, в сочетании с растительными мотивами.

Рушники на Могилевщине изготавливаются и сегодня. Сложившись в послевоенный период, этот тип рушника сохранил весьма мало традиционного. Теперь используют не льняное полотно, а хлопчатобумажную ткань, вышивают преимущественно гладью, используя при этом полихромный набор нитей. Композиции выбирают характерные для гладьевой техники - пышные букеты, птиц с ярким оперением, замысловатые виньетки из цветов и листьев.

"Материал по современным рушникам еще накапливается, в том числе и нашим музеем. Одно несомненно: полихромная вышивка послевоенной поры - самостоятельное явление в истории рушника, которое ждет своего исследователя", - убеждена Светлана Рыбакова.-0-



БЕЛТА